На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячеслав Васильев
    Столбы другой функционал будут выполнять,согласно русской традиции.А камеры))Много они дали в крокусе)Минфин предложил ...
  • Вячеслав Васильев
    А яма 90 это кто сейчас у руля сотворили ,если не в курсе.А тебе хером уши трут-как с колен подымали.Минфин предложил ...
  • КОНСТАНТИН ЗЕЛЕПУХИН
    Пенсионеры,нас много! Если нас не видят,может тоже отвернемся от руководства..Путин ничего не с...

Их называли «невозвращенцами»: Как СССР терял своих лучших граждан

8 июня 1934 года, в СССР был официально признан государственным преступлением побег за границу. Одновременно с этим была введена уголовная ответственность для родственников «невозвращенцев», которые не донесли о готовящемся преступлении в органы.

Эмиграция из нашей страны, по идеологическим или экономическим причинам, всегда была и остается одной из важнейших бед России. Наша страна потеряла и продолжает терять десятки и сотни лучших умов и талантов. Давайте вспомним пятерку наиболее важных для мировой культуры «невозвращенцев», уехавших из СССР.

Федор Шаляпин

Федор Шаляпин был одним из тех русских артистов, имя которого не нуждалось в представлении в любом уголке мира. Его превозносили на родине, обожали в Европе и США, бесконечно уважали в Азии. Шаляпин оказал огромное влияние на мировое оперное искусство и музыку в целом. Его голос и артистизм, возможно, так и остались непревзойденными.

Но, как это нередко случалось в нашей стране, даже такому артисту рано или поздно пришлось уехать. Несмотря на то, что Шаляпин в целом сочувствовал рабочему движению и часто давал в его пользу благотворительные концерты, жизнь в советской России у певца не сложилась.

Большевики без зазрения совести разоряли Шаляпина, конфискуя драгоценности и списывая деньги с его банковского счета. Трудности с продуктами питания, вызванные разрухой после Гражданской войны, не обошли стороной и дом знаменитого певца.

Известен случай, когда организованный для моряков концерт Шаляпина был оплачен фунтом сливочного масла. А когда после концерта Шаляпин разговорился за жизнь с присутствовавшим там Корнеем Чуковским, то масло съела собака певца — пудель Булька.

 

Поэтому когда в 1922 году Шаляпин после феерических концертов в Париже, Амстердаме и Копенгагене садился в Англии на трансатлантический корабль первого класса, у певца уже не было сомнений — назад возвращаться смысла нет.

В США, как и на родине, Шаляпин принялся давать благотворительные концерты, только теперь уже в пользу детей русских эмигрантов. В СССР это было воспринято как помощь уехавшим из страны «белым» и в 1927 году его лишили звания Народного артиста и запретили возвращаться на родину.

Годом ранее пренебрежительно об эмиграции Шаляпина уже отозвался другой русский гений — Владимир Маяковский, написав по этому поводу в письме к Максиму Горькому:

Или жить вам, как живёт Шаляпин,

Раздушёнными аплодисментами оляпан?

Вернись теперь такой артист

Назад на русские рублики —

Я первый крикну: — Обратно катись,

народный артист Республики!

Скончался Шаляпин в 1938 году в Париже. Благодаря усилиям сына Федора Федоровича, в 1984 году прах певца удалось перезахоронить на Новодевичьем кладбище в Москве.

Рудольф Нуриев

Долгое время балет считался женским искусством — мужчины-танцорыбыли в нем на вторых ролях. Изменить такое положение дел было суждено нашему соотечественнику, что неудивительно, ведь всем известно, что Россия — страна балета.

Рудольф Нуриев родился в 1938 году в татарско-башкирской мусульманской семье. Нуриев с детства обладал исключительными способностями, а также сумасшедшим трудолюбием. Поэтому уже в 1958 году, в возрасте 20 лет, он стал солистом Мариинского театра.

В 1961 году Нуриев вместе с труппой уехал на гастроли в Париж, где их, разумеется, сопровождали сотрудники КГБ. Но Нуриева это не слишком смущало — он ночами пропадал во французской столице, поздно возвращался в отель и, что было для сотрудников КГБ самым ужасным, сблизился с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты. Гомосексуальность Нуриева, учитывая советскую мораль, обсуждению даже не подлежала, хотя сам он ее не слишком скрывал.

Проведенные с артистом профилактические беседы не оказали никакого воздействия, после чего его отстранили от работы и сняли с дальнейших гастролей. Тогда Нуриев принял решение остаться в Париже, имея в карманевсего-лишь 36 франков.

Неординарные способности Нуриева не дали ему пропасть — вскоре он начал работать в Лондонском королевском балете и быстро стал мировой знаменитостью. Именно он в итоге изменил роль танцора в классическом балете, выдвинув ее на первый план.

В 80-х годах Нуриев прославился и как балетмейстер, работая директором балетной труппы парижского театра «Гранд-Опера». Считается, что именно он уговорил Михаила Барышникова, другого известного балетного невозвращенца, остаться на Западе и забыть про СССР.

В 1992 году Нуриев посетил с визитом Казань и поучаствовал в местном балетном фестивале. Возвращение Нуриева на историческую родину произошло всего за год до его смерти, о которой знаменитый танцор узнал заранее — еще в 1984 году у него диагностировали СПИД. Артист был похоронен в 1993 году на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буапод Парижем.

Андрей Тарковский

Среди наших соотечественников было как минимум два режиссера, имена которых сегодня известны каждому кинолюбителю во всем мире — это классик Сергей Эйзенштейн и представитель авторского кино Андрей Тарковский. Фильмы Тарковского «Солярис» и «Сталкер», снятые в 1972 и 1979 годах соответственно, стали классикой мирового кинематографа, на которые теперь на Западе снимаются не слишком удачные римейки. Но сам Тарковский прижиться за границей так и не смог.

В 1980 году он выехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». К этому времени между государством и режиссером накопилось множество противоречий. Тарковский, как и любой честный художник, скептически относился к официальной идеологии и, кроме того, имел привычку буквально драться за свои произведения с чиновниками, преодолевая цензуру. Делать фильмы в таких условиях было делом не из легких, кроме того, к началу 1980-х годов в СССР оставалось все меньше денег, чтобы субсидировать производство немассового кино. Снимать в СССР Тарковскому становилось все сложнее.

Во многом именно из-за этого в 1983 году он принял решение остаться в Италии и не возвращаться на родину. Решение это далось ему очень нелегко — в Москве остались сын и жена режиссера. Прошение дать им возможность три года прожить с ним в Италии, после чего Тарковский обязался вернуться в СССР, не возымело успеха.

В СССР Тарковского, как «невозвращенца», подвергли обструкции — его работы были запрещены, а имя больше не упоминалось. Но на Западе Тарковский нашел великое множество возможностей для работы и за каких-то пару лет снял два фильма и поставил один спектакль.

Вызванное отрывом от семьи нервное напряжение в итоге вылилось в то, что в конце 1985 году у Тарковского диагностировали рак легких. Лишь когда известие о его болезни достигло СССР, власти разрешили его сыну Андрею навестить отца. Умер гениальный режиссер через год и был похоронен там же, где и Нуриев — на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа около Парижа.

К этому времени в СССР уже началась Перестройка и имя Тарковского вновь было разрешено упоминать в прессе, а его фильмы — показывать в кинотеатрах.

Мстислав Ростропович

В 2002 году британская газета The Times провозгласила Мстислава Ростроповича величайшим из ныне живущих музыкантов, назвав его, вероятно, лучшим виолончелистом в истории. За время своего творчества Ростроповичем был исполнен фактически весь репертуар мировой виолончельной музыки. Кроме того, десятки произведений были написаны лучшими композиторами специально для него.

Отношения Ростроповича с советской властью испортились в 1969 году, когда он вместе с женой, известной оперной певицей Галиной Вишневской, в открытом письме на имя Леонида Брежнева поддержал гонимого тогда автора «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицина. Ростропович даже разрешил писателю жить на своей даче в Подмосковье. После письма в«Правду» последовала отмена концертов и записей, а работа в Советском Союзе для Ростроповича стала фактически невозможной.

В 1974 году Министерство культуры СССР отправила Ростроповича с семьей в«длительную командировку» за границу, что в реальности означало высылку из страны. В 1978 году Ростроповича и Вишневскую лишили советского гражданства, восстановлено которое было уже при Горбачеве в 1990 году. За границей Ростропович, и до этого имевший незаурядную репутацию, превратился в настоящую икону классической музыки. Хотя впоследствии Ростропович называл отнюдь не музыкальное творчество своим главным достижением, а именно то самое письмо в защиту Солженицина.

В 1991 году, во время августовского путча, Ростропович добровольно прилетел из Парижа в Москву и встал в ряды защитников Белого дома, поддержав таким образом политику Бориса Ельцина. На Западе виолончелист был также известен как активный защитник прав человека и свободы творчества.

Скончался Ростропович в 2007 году в Москве, в возрасте 80 лет. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в столице.

Айн Рэнд

Творчество Айн Рэнд (урожденной Алисы Зиновьевны Розенбаум) во многих смыслах уникально. Во-первых, она является, пожалуй, единственным писателем российского происхождения, широко известным на Западе, но практически неизвестным у себя на родине.

Во-вторых, в ХХ веке, ставшем эпохой расцвета левых идей, Айн Рэнд была одним из немногих мыслителей, вставших на защиту капитализма, индустриальной цивилизации и социального неравенства. Как нетрудно догадаться, именно это и сделало ее на долгое время безвестной в России.

Родилась Алиса Розенбаум в 1905 году в Санкт-Петербурге, в семье богатого фармацевта и владельца аптеки. Семья Розенбаум не знала финансовых трудностей вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда большевики национализировали прибыльное дело отца. Тот не отчаялся и уехал в Крым, где попробовал начать все сначала, но вскоре большевики пришли и туда.

Подобные жизненные обстоятельства не могли не сказаться на мировоззрении Алисы. В 1925 году она добивается от государства разрешения на поездку к родственникам в США. Добравшись через Ригу и Берлин до Чикаго, Алиса навсегда остается в этой стране, поменяв имя на Айн Рэнд.

В качестве карьеры Рэнд выбрала профессию сценариста и начинала покорение Голливуда с самых низов. Проработав несколько лет в качестве статистки, продавщицы и даже официантки, Рэнд в 1929 году вышла замуж за актера Френка О'Коннора, после чего ей удалось продать крупной кинокомпании один из своих сценариев.

Это позволило Рэнд сконцентрироваться на литературной деятельности. В 1936 году вышел ее первый крупный роман, посвященный жизни лишенцев в СССР, но успеха он не приобрел. В это время Рэнд сконцентрировала свое творчество на критике идей коллективизма и защите принципов крайнего индивидуализма.

Апофеозом этих идей стала книга «Атлант расправил плечи», вышедшая в 1957 году. На 1100 страницах Рэнд попыталась доказать тезис, что все блага и достижения мировой цивилизации являются заслугой активного и творческого меньшинства. И если государство начинает идти против этой прослойки граждан, то общество ждет неминуемый крах. (Схожие идеи ранее высказывались британским историком Арнольдом Тойнби). Попутно Рэнд попыталась построить непротиворечивую этическую и политическую концепцию, которую сама же назвала философией объективизма.

В академических кругах философские взгляды Рэнд не нашли практически никакого признания — не только по причине их неприятия со стороны интеллигенции, но и по причине их внутренней противоречивости и слабой проработанности. Стиль изложения Рэнд изобилует эмоциональностью и по меткому замечанию критиков, напоминает зеркальное отражение эстетики социалистического реализма, больше походя на пропаганду.

Тем не менее, философия Рэнд осталась крупным явлением поп-культуры, так как у нее нашлось немало сторонников по всему миру. Книга «Атлант расправил плечи» стала одним из самых влиятельных литературных произведений в США за весь ХХ век.

 

источник

Картина дня

наверх