На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячеслав Васильев
    Столбы другой функционал будут выполнять,согласно русской традиции.А камеры))Много они дали в крокусе)Минфин предложил ...
  • Вячеслав Васильев
    А яма 90 это кто сейчас у руля сотворили ,если не в курсе.А тебе хером уши трут-как с колен подымали.Минфин предложил ...
  • КОНСТАНТИН ЗЕЛЕПУХИН
    Пенсионеры,нас много! Если нас не видят,может тоже отвернемся от руководства..Путин ничего не с...

От тюрьмы и сумы не зарекайся...

Процессы на лингвистическом поле сложны и часто влияют на общественное сознание сильнее, чем логически ожидается.

Вот пословица: От тюрьмы и сумы не зарекайся.

Её нынешний смысл зафиксирован ещё в чеховской «Палате №6». Перечитаем внимательно опасения пристава Иван Дмитрича:

«Дома целый день у него не выходили из головы арестанты и солдаты с ружьями, и непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. Вечером он не зажигал у себя огня, а ночью не спал и всё думал о том, что его могут арестовать, заковать и посадить в тюрьму. Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка? Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться. А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна и ничего в ней нет мудреного. Люди, имеющие служебное, деловое отношение к чужому страданию, например, судьи, полицейские, врачи, с течением времени, в силу привычки, закаляются до такой степени, что хотели бы, да не могут относиться к своим клиентам иначе как формально; с этой стороны они ничем не отличаются от мужика, который на задворках режет баранов и телят и не замечает крови. При формальном же, бездушном отношении к личности, для того, чтобы невинного человека лишить всех прав состояния и присудить к каторге, судье нужно только одно: время. Только время на соблюдение кое-каких формальностей, за которые судье платят жалованье, а затем – всё кончено. Ищи потом справедливости и защиты в этом маленьком, грязном городишке, за двести верст от железной дороги! Да и не смешно ли помышлять о справедливости, когда всякое насилие встречается обществом как разумная и целесообразная необходимость и всякий акт милосердия, например, оправдательный приговор, вызывает целый взрыв неудовлетворенного, мстительного чувства?»

Я сознательно опускаю упоминание сумы. Потенциал лишиться работы, своего дела - в условиях кризиса, тем более - велик и часто фатально непредсказуем. Работал годами на своём месте – и хорошо – да фирма твоя вдруг не вписалась на крутом повороте рынка. И пошёл народ на улицу, обречённо переписывая друг у друга заявление в суд о невыплате зарплаты за полгода.

Всё-таки о тюрьме. Налицо возможность попасть в неё рассматривается как слепой рок, просто статистика правового формализма.

Откуда же взялось такое понимание?

Все слова пословицы понятны и употребительны. Кроме последнего: зарок.

Вот сказка братьев Гримм «Двенадцать братьев»:

«Видит петушок, что людишки они худые, много места не займут, вот и позволил им влезть на возок, но взял с них зарок, что они не будут наступать на ноги ни ему, ни курочке».

«Взял зарок», «взял обещание»… Всё ж совпадает? И по смыслу, и по словарям: «Зарок - клятва; обет, обещание не делать чего-либо».

И никакого фатализма. «Перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину…» А все пионеры атеисты, верующих не принимали. Потому, обещал – выполняй, а не оправдывайся горькой судьбинушкой.

Резкий возврат к баранам. «Не обещай, что не будешь совершать действий, способных привести тебя к лишению свободы». Почему?

 

источник

Картина дня

наверх