Мы знаем «наше всё» как певца свободы. Он дружил с декабристами, сочувствовал их пламенным порывам… Возникает вопрос: а как, в таком случае, поступал сам Пушкин с теми, кем владел по праву собственности – со своими крепостными крестьянами и дворовыми людьми? Мучили ли его угрызения совести? Что он лично делал для того, чтобы облегчить их положение, и делал ли?
Как вообще уживались в нём это воспевание свободы и положение рабовладельца?
Отец поэта, майор лейб-гвардии Сергей Львович Пушкин, владел деревнями Болдино и Кистенёво в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Мать Александра, Надежда Осиповна Ганнибал, унаследовала село Михайловское в Псковской губернии.
После свадьбы Сергей Пушкин купил на её имя также село Захарово в Звенигородском уезде Московской губернии.
Так, общеизвестно имя его детской няньки из крепостных – Арины Родионовны (фамилии у неё не было). Арина рассказывала Саше немало сказок, оказавших потом большое влияние на творчество поэта.
Художник Климченко. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.
Процедуру закладки и получения денег можно было проделывать три раза. Только после неуплаты государству третьего кредита имение продавалось с молотка.
Александр Сергеевич в полной мере воспользовался своим правом для материальной поддержки родни своей жены и себя лично. Сам он побывал в Кистенёво только один раз – во время своей знаменитой Болдинской осени 1830 года – и больше туда не возвращался. Деревня находилась в ведении управляющего, а как он управлял – про то историки-пушкиноведы по сей день не удосужились разведать, считая этот предмет, видимо, слишком низким для себя.
Ещё одним показателем отношения Пушкина к крепостным стало его сожительство с девкой Ольгой Калашниковой. Большинство русских помещиков, особенно холостых, имело наложниц из своих крепостных, не видя в этом ничего предосудительного и не обременяя себя при этом какими-то обязательствами. Так делал и Пушкин.
Теперь она была статной восемнадцатилетней девицей. Возможно, она была красива, хотя её портретов не сохранилось. Пушкин был скуп на слова, если где-то в письмах кому-то упоминал о своём деревенском романе. Впрочем, он называл её «своей Эдой» и замечал изредка, что «она очень мила».
Пушкин и Калашникова сожительствовали чуть более полутора лет – с осени 1824 до весны 1826 года. Тогда Сергей Пушкин назначил Михаила Калашникова, отца девушки, управляющим своим имением в Болдино. В это время Ольга сообщила Александру, что беременна от него.
А.С. Пушкин не на шутку взволновался. Он хотел, чтобы Ольга задержалась в Москве до родов и отдала мальчика в Воспитательный дом, куда принимали бастардов знатных особ. Пушкин хотел сделать своим ходатаем по этому делу своего друга Петра Вяземского, но тот уклонился, посоветовав Александру уладить вопрос с отцом девушки и, возможно, даже выкупить её из рабства и законно жениться на ней.
Но Пушкин не пошёл на такую жертву. Что он сказал Михаилу Калашникову, неизвестно, но 1 июля 1826 года в Болдино у Ольги родился сын Павел «от неизвестного отца». К сожалению, в сентябре того же года мальчик умер.
Всё-таки Александр Сергеевич не забыл «свою Эду» и принял участие в устройстве её судьбы. В свой приезд в Болдино в 1830 году он нашёл ей завидного в её положении жениха – местного дворянина Павла Ключарёва. Пушкин также взял на себя заботу похлопотать перед своей матерью об отпуске Ольги на волю, без чего её венчание не могло состояться.
В октябре 1831 года Ключарёв и Калашникова поженились, и бывшая наложница великого поэта стала дворянкой. Впоследствии «Эда» неоднократно просила у Пушкина денег и вообще оказалась довольно докучливой особой.
Свежие комментарии