На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • КОНСТАНТИН ЗЕЛЕПУХИН
    Пенсионеры,нас много! Если нас не видят,может тоже отвернемся от руководства..Путин ничего не с...
  • Владимир Алтайцев
    Дубай, невежда, это столица  ОАЭ. И  никак он к Саудовской  Аравии не относится.Отец позволил доч...
  • Агния Курносая (Поспелова)
    Что бы кого то осуждать,нужно поставить себя на место этой невестки,представили?Свекры сидят в св...

Как в СССР решили доказать всему миру, что советский народ богаче королей: у многих до сих пор хранится это доказательство

Типичная хрустальная люстра. Маде ин Франция

А вы никогда не задумывались, почему в советское время почти в каждом уважающем себя доме, в зале или гостиной висела большая хрустальная люстра? Нет? Усаживайтесь поудобнее, история будет не короткая, ведь виноват в этом никто иной как король...

Жил да был в одной совсем не маленькой европейской стране король-мажор. Самый настоящий мажор. Королём он стал в 5 лет и уже сызмальства привык к тому, что все его хотелки должны исполняться. Чуть что не так - истерика и ссылка или ещё хуже - отделение головы виновного от остального организма.

Страна называлась Франция, а короля звали Людовик XV. Благодаря Дюма и его бессмертным "Трём мушкетёрам" у нас больше знакомы с его прадедом - Королём Солнцем Людовиком XIV. Тот фанател от зеркал и стремился все помещения своего дворца отделать зеркалами.

Людовик XV же имел пристрастие к хрусталю. Это чистое и прозрачное, как слеза младенца, стекло настолько ему нравилось, что король-мажор стремился всё вокруг обставить хрусталём. Посуда, вазы, графины - всё было хрустальное. В том числе огромные, многотонные люстры из хрусталя и драгоценных металлов.

Одна незадача хрусталь во Франции делать ещё не умели, поэтому королевский хрусталь закупался в Венеции. Венецианские стеклодувы, понимая, что король очень богат, а сами французы делать такое не умеют, традиционно "стригли" бабки. Траты короля на хрусталь были настолько большими, что ему вежливо намекнули:

-Вы бы поосторожнее с тратами, сир. А то вы такой фешенебельный, что содержать вас уже не рентабельно.

Именно на такое предупреждение Луи ответил своей знаменитой фразой:

- После нас хоть потоп.

Ответить-то ответил, но задумался о своём производстве. И уже на следующий год в небольшой деревушке Баккара открылся первый во Франции завод по производству осветлённого стекла. Но это ещё не был хрусталь. Последний смогли выплавить только в 1816 году.

С тех пор привилегией фирмы Баккара стало украшение всех французских дворцов огромными хрустальными люстрами. В каждой зале каждого французского замка или дворца должна была висеть большая хрустальная люстра.

Мода на люстры среди королей и царей всех мастей и рангов появилась именно из-за Франции. Даже Император Николай II имел слабость к французскому хрусталю и большая часть посуды и люстры зимнего дворца были изготовлены этой фирмой.

Все "королевские" люстры имели одну общую черту - каскадный стиль исполнения.

Типичная хрустальная люстра. Маде ин СССР
Типичная хрустальная люстра. Маде ин СССР

А поскольку мода на люстры была именно среди венценосных особ, то ценник на этот предмет интерьера был запредельный. Даже ооооочень состоятельные люди часто не могли себе позволить иметь такую люстру. Негоже простым людям такие красивости у себя иметь!

Всё изменилось с приходом к власти в России большевиков.

Те, как мы прекрасно помним, всё национализировали, так как считали, что вся полнота власти в стране должна быть у народа. Соответственно, народ должен жить как во дворце.

Всё дело в том, что в 1935 году было принято официальное решение: доказать всему миру, что в СССР простой народ живёт не хуже королей. Именно поэтому сформировался имперский стиль с обилием колонн, хрусталя в несколько рядов и латуни вместо драгметаллов.

Вспомните какие дворцы-санатории строили для отдыха рабочих в курортных местах.

Обязательным украшением таких дворцов являлась огромная хрустальная люстра в каскадном исполнении. Дизайн таких люстр утвердил сам Иосиф Виссарионович.

Типичная пластмассовая люстра "Каскад". Маде ин поздний СССР
Типичная пластмассовая люстра "Каскад". Маде ин поздний СССР

Со временем люстры измельчали и советская промышленность начала делать каскадные хрустальные люстры для квартир рядовых и не очень рядовых советских граждан. Сначала такими люстрами обзавелась партноменклатура, потом "королевская роскошь" добралась и до простого народа.

Но поскольку хрусталя на всех не хватало (даже несмотря на ввоз Чехословацкого стекла), со временем от него начали отказываться и стекло было заменено на пластик. Так появились очень популярные в позднем СССР люстры "Каскад" - символ того, что простой народ живёт лучше королей.

Пластик со временем желтел и собирал пыль. Раз в год люстру разбирали и мыли с мылом, порой это был целый ритуал. Зато производство было массовым - такие люстры были почти в каждой квартире, у многих они есть до сих пор, если не дома, то на даче или в саду.

А у вас была такая люстра? Или может и сейчас есть?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх