Много ли кораблей потеряли русские за шесть лет экспедиции? Всего лишь 11 из нескольких десятков кораблей! И ведь далеко не все они были новыми. А несовершенство конструкции, достаточно сложные условия мореплавания и навигации в этом регионе, наличие огромного количества подводных опасностей вообще доводили риск гибели кораблей до критического… Но русские потеряли всего лишь 11 кораблей.
Причем небоевых кораблей среди потерянных было всего лишь четыре, и только два из них были утрачены в результате навигационной ошибки.
В течение 1770–1774 годов 27 островов Эгейского моря и Кикладского архипелага приняли российское подданство, образовав так называемую Архипелагскую губернию со столицей на острове Парос. Именно этот остров в 1770 году был выбран графом Алексеем Орловым в качестве главной базы русского флота. Это было уникальное и революционное образование, некий эксперимент Екатерины Великой — губерния, которая просуществовала более четырех лет и в любом случае не могла быть образована в России того времени. В 1774 году с Османской империей был заключен Кючюк-Кайнарджийский мир, по которому все острова, входившие в состав губернии, были разменяны Екатериной Великой на Крым и Приазовье. Русские ушли, а корабли на дне остались. Найти их стало моей навязчивой идеей.
Много ли кораблей потеряли русские за шесть лет экспедиции? Всего лишь 11 из нескольких десятков кораблей! И ведь далеко не все они были новыми. А несовершенство конструкции, достаточно сложные условия мореплавания и навигации в этом регионе, наличие огромного количества подводных опасностей вообще доводили риск гибели кораблей до критического… Но русские потеряли всего лишь 11 кораблей.
Причем небоевых кораблей среди потерянных было всего лишь четыре, и только два из них были утрачены в результате навигационной ошибки.
![]() | Пинк «Лапоминк» затонул в 1769 году, сев на мель у берегов Дании в самом начале экспедиции. Кто-то сочтет это навигационной ошибкой, случайностью, а кто-то — диверсией. В ту ночь маяк у мыса Каттегат почему-то не горел. Если бы терпящий бедствие «Лапоминк» не подал сигнал остальным кораблям, на камнях оказались бы все остальные суда русской эскадры… |
![]() | Линейный корабль «Святой Евстафий» взорвался почти со всем экипажем во время Чесменского сражения. Пушка и единорог с этого корабля с клеймами русских литейных заводов, а также личные вещи моряков хранятся сегодня как самые ценные экспонаты музея турецкой крепости Чесма. Причем это утверждает администрация музея, полагая, что именно на них приходят поглазеть посетители. |
![]() | Трофейный «Родос» дал течь во время плавания в Кронштадт и был сожжен экипажем у берегов Пелопоннеса. |
![]() | Небольшой фрегат «Феодор» также тек как решето и потому затонул в октябре 1771 года в бухте небольшого острова Св. Евстратия. |
![]() | Линейный корабль «Азия» пропал без вести вместе со всем экипажем во время шторма в 1773 году между Паросом и Миконосом. Ни один из членов экипажа не выжил, единственное, что рассказало о произошедшей трагедии, были выброшенные на берег Миконоса остатки такелажа и обломки шлюпки. |
![]() | Пять кораблей были затоплены и брошены в 1774–1775 годах в бухте острова Парос по причине «ветхости и непригодности к дальнейшей службе». В конце мая 2012 года мы нашли на дне бухты Ауза пять кораблей, из которых два больших, линейных — «Трех Святителей» и «Святой Януарий». Они для своего возраста вполне неплохо сохранились, и, зная место, где они упокоились, можно разглядеть их с поверхности воды при помощи обычной маски. Особенно интересен балластный камень этих кораблей — он выложен словно мостовая, ровными рядами, камешек к камешку. Нечто не поддающееся идентификации, в виде трех кучек камней и щепочек — это то, во что превратились фрегаты «Надежда благополучия» и «Делос», а также бомбардирский корабль «Гром». Для того чтобы принять их за корабли, нужна изрядная доля фантазии либо навык, позволяющий идентифицировать в кучке камней осколки русской истории. |
![]() | Самый большой в русской эскадре линейный корабль «Святослав», который, как это редко бывает в истории, не только был потерян в 1770 году, но и изменил весь ход русской истории. Если бы не гибель этого корабля, то война не продлилась бы еще четыре года, а Россия не отдавала бы внешние кредиты еще почти сто лет. |
Когда сравниваешь современные электронные навигационные карты со старыми картами островов и всего региона, составленными русскими офицерами во время Архипелагской экспедиции, невольно обращаешь внимание, насколько внимательными были составители тех старых карт к деталям, рифам, подводным камням, промерам глубин и мелям. При этом очертания берегов на карте могут иногда не соответствовать оригиналу радикально. Загадки тут нет: офицеры эскадры занимались этой работой целенаправленно и использовали опыт местных капитанов, рыбаков, которых чаще всего нанимали в качестве лоцманов.
Тем сложнее поверить в случайность катастрофы «Святослава», севшего на мель невероятных размеров в 30 кв. миль! Согласно официальным отчетам корабль пытались снять с мели, но, когда турки высадили десант и стало понятно, что остров потерян, «Святослава» подожгли, предварительно сняв с него пушки, вооружение и имущество. Правда, в записках С.П. Хметевского, который как должностное лицо был совершенно непричастен к этому происшествию и мог позволить себе написать, как оно было на самом деле, все зафиксировано совсем иначе:
![]() | 6 числа сентября известились от греков, что корабль 80-пушечный «Святослав», на котором свой имел флаг контр-адмирал Эльфинстон, поставлен на мель на банку, которая лежит от Лимноса к востоку, и оный корабль, стоя на мели несколько дней, неизвестно кем зажжен; хотя не очень далеко стоял наш на якоре корабль «Саратов» и другие суда, с корабля, кроме людей, ничего почти не спасено: артиллерия с снарядами, такелаж, провиант, мундирные и амуничные вещи вместе с корпусом корабля пропали без остатка. Контр-адмирал Эльфинстон, подняв свой флаг на корабле «Не тронь меня», ушел к Лимносу, в бухту к крепости Литоди, которая содержана в атаке графом Алексеем Григорьевичем Орловым |
Еще одна нестыковка: получается, что, если это была диверсия, поджог корабля «Святослав» был скорее ее продолжением: мало было посадить корабль на мель, надо было его поджечь, чтобы уничтожить наверняка. Можно было сколько угодно сравнивать и изучать факты, домыслы и свидетельства. К ответу на все вопросы меня могло приблизить лишь одно — найденный корабль «Святослав».
Поиск русских кораблей
И мы его нашли, именно там и в том районе, где я предполагал, вычислив место его предполагаемой гибели по крупицам собранных материалов, на основании диверсионной версии. Мы нашли его целиком, с пушками, единорогами, якорями, корабельным имуществом, останками корпуса…
Место гибели «Святослава» на сегодняшний день определено, зафиксировано… и засекречено, поскольку нас ждет еще продолжение этой истории.
Из одиннадцати кораблей Архипелагской экспедиции нам удалось найти шесть, «Святой Евстафий» был найден турецкими дайверами в Чесменской бухте, и еще два места гибели русских кораблей уже определены, и мы всего в шаге от того, чтобы добавить их в свою коллекцию. Несмотря на то что в мае 2012 года мы пробыли на Паросе более двух недель и сделали немало реальных открытий, это далеко не все, что еще предстоит открыть и исследовать. Есть еще немало загадок: в частности, предстоит найти несколько якорей и понять, откуда на одном из них появился такой диковинный орнамент в виде львиной головы. Известно, что якоря производились не только в Питере или Архангельске, многое, в том числе и корабли, закупалось в Англии.
Сегодня каждый, не лишенный духа авантюризма и жаждой открытий, может пройти по нашим следам и попытаться внести свою лепту в сделанные открытия, открыв для себя этот удивительный уголок островной Греции, а главное — прикоснуться к нашей с вами истории. Для этого можно присоединиться к одному из яхтенных маршрутов, проложенных при нашем непосредственном участии. И это будет не псевдоисторический тур, а реальная парусная экспедиция и реальные открытия.
Свежие комментарии