На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • КОНСТАНТИН ЗЕЛЕПУХИН
    Пенсионеры,нас много! Если нас не видят,может тоже отвернемся от руководства..Путин ничего не с...
  • Владимир Алтайцев
    Дубай, невежда, это столица  ОАЭ. И  никак он к Саудовской  Аравии не относится.Отец позволил доч...
  • Агния Курносая (Поспелова)
    Что бы кого то осуждать,нужно поставить себя на место этой невестки,представили?Свекры сидят в св...

Как выбраться из разрухи и депрессии: поляки дают урок России

И делают это на примере города Лодзь. 10 лет назад здесь были только алкаши, наркоманы, бандиты и нищие обыватели, потерявшие надежду: типичный Детройт или Урюпинск. Город процветал на легкой промышленности лет двести, но в одночасье рухнул под гнетом 90-х.

Сколько у нас таких мест безнадёжно лежат в говне? А вот поляки нашли рецепты возрождения. Читайте о том, как манерная хипстота превращает в конфетку мрачную обитель работяг и быдла.



1 В 1800 году здесь жило менее пятисот человек, к началу Первой мировой войны — уже пятьсот тысяч. Всего за столетие Лодзь из небольшой деревни превратилась в текстильную столицу Российской империи, город огромных производственных комплексов, комфортабельных жилых городков для рабочих, роскошных дворцов фабрикантов. К началу 1990-х годов Лодзь была вторым городом Польши по количеству населения. В этом крупном центре текстильной и электронной промышленности жило 850 тыс. человек. При этом такой своей судьбой она была обязана, как ни странно, Российской империи. В 1815 году, когда Лодзь стала частью Царства Польского (а тем самым и России), она была, по сути, небольшой деревней.


2 В “лихие девяностые" Лодзь начала стремительно деградировать. Массовая безработица, отток населения, десятки и сотни брошенных зданий. Фабрики закрылись и обанкротились, люди стали уезжать в поисках работы в другие города и страны. Те, кто остались, вынуждены сводить концы с концами. Сотни зданий оказались заброшены, в городе взлетел до небес уровень уличной преступности, стало просто опасно ходить по улицам, даже днём.


3 Так и напрашиваются сравнения с американским Детройтом: обычно его любят вставлять по поводу и без в комментариях, но здесь я вспомню самый известный город разложения, сходства и правда поразительны. Но если в пустующие дома Детройта заселились афроамериканцы, скупавшие по дешёвке хоть какую недвижимость, в в Лодзь никто не понаехал. Зато понаоставались — алкаши, наркоманы и тунеядцы. Все, кто мог работать, сбежали.


4 А ведь когда-то всё было иначе. Настоящий взрывной рост города случился во второй половине XIX века. Отмена в 1851 году таможенных границ между Царством Польским и остальной Российской империей открыло промышленности Лодзи практически бесконечный по своей ёмкости рынок. Трудовая миграция в город многократно увеличилась: квалифицированные рабочие из депрессивных регионов (а с отменой крепостного права и крестьяне) потянулись в новый промышленный рай за длинным злотым. Для многих переселенцев: немцев, евреев, русских, поляков — Лодзь стала по-настоящему "землей обетованной". Это прозвище закрепилось за городом в конце XIX века после выхода одноименного романа классика польской литературы и будущего Нобелевского лауреата Владислава Реймонта. Действие произведения разворачивается в суровом мире становящегося на ноги в Лодзи капитализма. Большой капитал и столь же крупные фабриканты действительно в эти годы пришли в город всерьез и, казалось, надолго.


5 К концу века Лодзь превратилась в текстильную столицу Российской империи и один из крупнейших промышленных центров Европы, заслужив славу польского Манчестера. К началу Первой мировой войны Лодзь со своим полумиллионным населением входила в число крупнейших городов Российской империи. Легкая промышленность процветала, количество жителей продолжало расти, город украшали представительные жилые и общественные здания. Великие потрясения первой половины XX века принесли промышленной Лодзи две волны депопуляции. После 1918 года из города уехали немцы, а жертвами Второй мировой стали еще 420 тыс. его жителей, больше половины из которых составляли евреи. Но уже практически исключительно польская Лодзь второй половины XX века на протяжении нескольких десятилетий сохраняла свою специализацию на легкой промышленности. Старые фабрики XIX века продолжали успешно работать, строились новые предприятия, более того, власти Польской Народной Республики попытались диверсифицировать городскую экономику, выбрав в качестве альтернативы текстилю модную в те годы электронику.


6 Моногородом Лодзь быть перестала, но в 1990-е ее это не спасло. Оказалось, что польская электроника столь же чувствительно восприняла наступление новой свободной и рыночной эпохи, как и польская легкая промышленность. Экономика Лодзи в высококонкурентной среде просто рухнула, а вслед за ней в депрессию погрузился и сам город. Тысячи людей потеряли работу, производственные комплексы после распродажи всего ценного забросили. Таким была Лодзь на протяжении двух десятилетий.


7 За последние десять лет всё снова круто изменилось. И этот репортаж на самом деле не о разрухе, а об очень показательном примере возрождения из пепла и того самого “подъёма с колен”, о котором одни лишь болтают, а другие — делают. Сейчас властям города удалось переломить ситуацию: дореволюционные фабрики трансформируются в модные торговые центры, лофты, бизнес-инкубаторы, сюда приходит новая индустрия.


8 Центральная улица практически целиком спрятала свои фасады за строительными лесами. За город взялись, и это то что я хотел бы видеть в каждом втором российском городе, потому что только так можно изменить жизнь к лучшему и избавиться от разрухи и говна.


9 Мануфактура - один из первых объектов, перевернувший Лодзь с ног на голову. 30 гектаров бывшей бумажной мануфактуры Израиля Познаньского были реконструированы в один из крупнейших в Польше торгово-развлекательных центров Manufactura. Огромный производственный комплекс был отреставрирован, а все новые постройки аккуратно вписаны в историческую среду.


10 Всё это индустриальное великолепие стояло заброшенным, пока не получило вторую жизнь. Первоначально мануфактура состояла из нескольких гигантских производственных цехов, электростанции, депо с собственным парком железнодорожной техники, пожарного депо, ремонтных мастерских и нескольких магазинов готовой продукции. Здесь около 6 тыс. работников денно и нощно работали над производством хлопчатобумажных тканей, сделав своего хозяина в конечном итоге одним из богатейших людей империи. Но фабрика Познаньского была лишь вторым по размерам промышленным предприятием Лодзи. Хлопчатобумажная фабрика Карла Шейблера занимала около 14% всей территории города, 500 гектаров, а общий объем всех зданий на ее территории превышал миллион кубометров. При этом, обладая миллионными состояниями, многие лодзинские фабриканты не забывали о тех, кто им их принес. Тот же Шейблер за собственные деньги выстроил рядом со своей фабрикой целый жилой поселок для ее работников.


11 Главный корпус, массивную пятиэтажную прядильную фабрику, заняли четырехзвездочная гостиница и конференц-центр Andel’s. На остальной территории разместился собственно торговый центр площадью 30 тыс. квадратных метров, многочисленные кафе, рестораны, развлекательные учреждения (кинотеатр, боулинг, фитнес-клуб), культурный центр.


12 Мануфактура стала практически новым центром города, и однозначно — главным магнитом возрождённой Лодзи.


13 И даже итальянцы приезжают в центральную Польшу продавать свои сыры!


14


15 А вот сам торговый центр ничего особенного из себя не представляет: знакомые по всему миру бренды шмоток, Ашан, кинотеатр и фудкорт. Зато Мануфактура стала отличным магнитом для местных жителей, теперь им есть, где проводить время и делать покупки.


16 В городе ещё много работы.


17 В прошлые дестятилетия не обошлось без страшных башен из цветного стекла, но к счастью их немного и они почти не портят облик города.


18 Главная пешеходная улица, Пётрковская, как бы сказали про такую в России — “наш маленький местный Арбат”. Вот только туристическая улица в Лодзи почти в 5 раз длиннее Старого Арбата, а пешеходная часть протяжённее в два раза.


19 Внимательный турист заметит не только архитектурные сходства, но и сохранившиеся в некоторых местах надписи на русском языке. Про Лодзь в составе России можно написать отдельный пост, хороший повод вернуться.


20


21 Новая трамвайная станция, а на самом деле просто остановка с навесом от солнца, выглядит как арт-объект и добавляет жизнерадостности этому довольно унылому и суровому городу.


22


23 Лучше всего с трансформацией “плохих” территорий справляются хипстеры. Если запустить их, словно кошек и дождаться, пока те “пометят” место, через некоторое время здесь станет модно, вкусно и безопасно. При том, что внешний вид может совершенно не измениться, место заживёт по-новому.


24


25 Вот что случилось с заброшенным заводом на улице Пётрковска, когда здесь открыли многофункциональный комплекс OFF. Тут и коворкинги, и рестораны с лапшой и митболами и жильё.


26


27


28 Первая электростанция Лодзи EC-1 проработала почти сто лет, но забыла закрыта и заброшена. Район возле железнодорожной станции “Лодзь-Фабричная” считался чуть ли не опаснейшим в этом и без того недружелюбном городе. Криминал, насилие, наркотики — ключевые слова к его описанию. Несколько лет назад всё изменилось, в обветшалую старую промзону потянулись хипстеры и родители с детьми. Внешне территория электростанции почти не изменилась, но внутри построили гигантский комплекс науки и культуры. Здесь больше не вырабатывают электричество, но рассказывают о том, как это происходит. EC-1 называют новым чудом Польши.


29 Гулять по территории приятно даже в жару, специальные форсунки распыляют воду под давлением и охлаждают всё вокруг.


30 Бывшая градирня, охлаждающая башня ТЭЦ.


31 Внизу до сих пор вода.


32 А наверху — уж не хостел ли они здесь устроили?


33 Объяснение, что такое градирня и как она устроена. Есть даже “перевод” на язык слепых, текст написан азбукой Брайля. Интересно, как слепой человек вообще представит, как выглядит градирня?


34 Внутри вообще космос! Жаль, не попал на экскурсию, а самостоятельно гулять вроде бы там нельзя.

© gazeta.pl

35 В “городе науки и культуры” работает самый современный в Европе планетарий.

© miastoinnowacji.lodz.pl

36 А что же стало с опасным и криминальным районом? Сам вокзал полностью перестроили, площадь вокруг него тоже обновили, “Лодзь-Фабричная” теперь крупнейший транспортный комплекс, объединяющий под одной крышей железнодорожные, автобусные, трамвайные коммуникации, здесь есть огромная парковка для автомобилей и велосипедов. На прилегающей территории разбили парк. Гопники и быдло исчезли.


37 Не будем строить иллюзий, до совершенства этому городу ещё далеко. Дворы в старых районах выглядят не так лощёно.


38 Детские площадки стары и убоги, вместо уютного канадского газона дикорастущая трава.


39 А вот что можно сделать со старым фабричным районом, если грамотно приложить к нему руку (в руке должны быть неплохие инвестиции, конечно). Ксенжи Млын — ещё один памятник промышленной революции, восставший из разрухи.


40 О хлопчатобумажной фабрике Карла Шейблера, целом городе в городе, я уже упоминал в начале поста. Время увидеть это место.


41 Как были устроены заводы 19 века? Промышленники строили гигантское предприятие и возводили вокруг него жильё для своих сотрудников. Те, кого нанимали на работу, получали квартиру или комнату в общежитии. Снова нужно вспомнить про тверскую “Пролетарку”, бывшую фабирку Саввы Морозова, только там от заводов ничего не осталось, а построенное для работников жильё превратилось в реальные трущобы.


42 Надо сказать, что в Ксенжи Млын была, а частично и есть точно такая же ситуация. Фабрики уж нет, казённые квартиры давно перешли в собственность или достались по наследству, и живут в них далеко не самые преуспевающие люди.


43 В общем, то же гетто, только сбоку. Ну и с поправкой на то, что у людей свои квартиры, а не комнаты в коммуналках. Средняя квартира здесь имела площадь 35 квадратных метров, состояла из гостиной, кухни, кладовой и санузла. Конечно, современным стандартам жилья они соответствовали мало, но для второй половины XIX века и рабочего класса такие дома были сродни откровению. Тем более что их содержание брала на себя фабрика, обеспечивавшая текущий и капитальный ремонты, уборку территории, ее освещение и так далее.


44 Но с районом уже начали происходить метаморфозы: всему виной люди с деньгами, заинтересованные в этой недвижимости. Бездельники всегда ждут доброго дядю или государство, которое придёт и всё им сделает. Покрасит дома, вставит новые окна, сделает ремонт. В Лодзи долждались! Дяди с деньгами пришли! Но что они сделали? Выкупили квартиры у гопоты или переселили их в другое место, а сами сделали из их домов конфетку и продали уже за другие деньги. Несколько домов уже отремонтированы, другие пока похожи на гетто, но какой между ними контраст! Уже открылись кофейня и сувенирный магазин. Раньше здесь только бухлом торговали!


45 Ведь что интересно, Лодзь восстанавливают за счёт частных инвестиций — всё это частные проекты. Власти вкладываются в инфраструктуру, красивые остановки, велодорожки и светодиодные фонарики, но места нового притяжения дело бизнеса. И он с этим справляется.


46 Здание хлопчатобумажной фабрики превратили в жилой комплекс и офисный центр. Десятки тысяч квадратных метров в стиле лофт! Промышленный архитектурный ансамбль включает в себя прядильню, пожарное депо, железнодорожный вокзал, больницу, школу, магазины и дома для более чем 300 рабочих.


47


48 Одна из квартир, для примера. Из-за высоких потолков почти все апартаменты двухэтажные.

© bookapart.com

49 В здании пожарной каланчи теперь офисы.


50 И прямо по соседству, не поверите, несколько рядов заброшенных складов!


51 Так же безнадёжно выглядел и сам комбинат в 2006 году.


52 В Лодзи остаютя десятки заброшенных объектов, но их владельцы уже просекли, что с этим делать.


53 Ну а что же Детройт? Там уже давно происходят похожие процессы, и сам город гораздо более живой, чем его принято рисовать. Но это уже совсем другая история. Будет интересно — читайте мой репортаж.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх